Разделение наблюдений и оценок
Из книги Маршалла Розенберга "Ненасильственное общение"
Приведенная ниже таблица иллюстрирует наблюдения, отделенные от оценки, а также наблюдения, совмещенные с оценкой.
Общение |
Пример наблюдения с оценкой |
Пример наблюдения без оценки |
1. Употребление грамматической формы "А=Б" без указания на то, что оценивающий принимает на себя ответственность за оценку |
Вы слишком щедры. |
Когда я вижу, как вы отдаете другим все деньги, предназначенные для завтрака, я думаю, что вы слишком щедры. |
2. Употребление глаголов с оценочной коннатацией |
Даг тянет до последнего. |
Даг начинает готовится к экзаменам только накануне вечером. |
3. Утверждение, что из мыслей, чувств, намерений или желаний другого человека имеется только один возможный вывод |
Она не станет вкладываться в работу. |
Яне думаю, что она станет вкладываться в работу. Или на сказала "Я не буду вкладываться в работу" |
4. Высказывание уверенности как предопределенности |
Если вы не приведете в порядок диету, то повредите своему здоровью. |
Боюсь, что неупорядоченная диета повредит вашему здоровью. |
5. Распространение частного на общее |
Цветным нет дела до их собственности. |
Яне видел, чтобы семья цветных, живущая в доме 1679 по улице Росс, сгребала снег у себя на дорожке. |
6. Использование слов, обозначающих способности, без указания на то, что делается оценка |
Хэнк Смит - скверный футболист. |
Хэнк Смит не забил ни одного гола за 20 игр. |
7. Использование наречий и прилагательных таким образом, будто констатируется факт, а не выносится оценка. |
Джим уродлив. |
Внешность Джима не кажется мне привлекательной. |
Примечание: слова всегда, никогда, когда-нибудь, всякий раз, когда и т. д. выражают наблюдение, когда используются следующим образом:
- Всякий раз, когда я видел Джека у телефона, он говорил не меньше 30 минут.
"Я не могу припомнить, чтобы вы мне когда-либо писали".
Но когда такие слова используются в качестве преувеличений, это означает, что наблюдение смешано с оценкой:
- Вы всегда заняты.
- Ее никогда нет там, где она нужна.
Когда эти слова используются в качестве преувеличений, они часто вызывают желание обороняться, а не сопереживание. Слова часто и редко также могут внести свой вклад в смешение наблюдения с оценкой.
Оценки | Наблюдения |
Вы редко делаете то, что я хочу. Он часто приезжает. |
Трижды, когда я начинал работу, вы сказали, что не хотите этого делать. Он приезжает по меньшей мере трижды в неделю. |
Выводы
Следствие первого компонента ННО - отделение наблюдения от оценки. Когда мы совмещаем наблюдение с оценкой, окружающие склонны слышать критику и могут начать противиться тому, что мы говорим. ННО - язык процесса, который не поощряет статичных обобщений. Напротив, оценки должны быть основаны на наблюдениях, разных для разного времени и контекста, например: «Хэнк Смит не забил ни одного гола за 20 игр», а не «Хэнк Смит - скверный футболист».
Наблюдение или оценка?
Чтобы определить, насколько вы способны различать наблюдения и оценки, вьшолните следующее упражнение. Отметьте в приведенных утверждениях те, которые являются наблюдением без примеси оценки.
- Позавчера Джон сердился на меня безо всякой причины.
- Вчера вечером Нэнси грызла ногти, когда смотрела телевизор.
- На совещании Сэм не стал спрашивать моего мнения.
- Мой отец - хороший человек.
- Дженис слишком много работает.
- Генриагрессивен.
- Всю эту неделю Пэм каждый день стояла первой в ряду.
- Мой сын часто не чистит зубы.
- Люк сказал мне, что в желтом я плохо выгляжу.
- Когда я разговариваю с тетей, она только и делает, что жалуется.
Ответы к Упражнению 1
- Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «без причины» - это оценка. Кроме того, я считаю оценкой утверждение, что Джон сердился. Возможно, он плохо себя чувствовал, был напуган или грустил. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Джон сказал мне, что сердился» или «Джон стучал кулаком по столу».
- Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это - наблюдение, не смешанное с оценкой.
- Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это - наблюдение, не смешанное с оценкой.
- Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «хороший человек» - это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Мой отец двадцать пять лет отдавал на благотворительность десятую часть своей зарплаты».
- Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «слишком много» - это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «На этой неделе Дженис провела в офисе больше 60 часов».
- Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «агрессивен» - это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Генри ударил сестру, когда она переключила телевизор на другой канал».
- Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это - наблюдение, не смешанное с оценкой.
- Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «часто» - это оценка. Наблюдение без оценки могло бы быть: «Дважды на этой неделе мой сын не чистил зубы на ночь».
- Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это - наблюдение, не смешанное с оценкой.
10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «жалуется» - это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «На этой неделе тетя трижды звонила мне и каждый раз говорила о том, что другие люди вели себя с ней не так, как ей хотелось».