Жажда знаний в регионах
Первый класс. Не про вещи.Регионы - это вам не столица, известно каждому первокласснику. Правила попаданий в школы у них отличаются совершенно. На текущей неделе официально завершилось время, отведенное школам на издание приказов о зачислении первоклашек. И я наконец решила рассказать, как оно всё происходит "на земле" на самом деле.
Что по закону?
Итак. Согласно официальному Приказу Минпросвещения РФ от 02.09.2020 N 458 записать ребенка в 1 класс в 2023 году можно в 2 этапа.
Первый этап - с 1 апреля по 30 июня. На этом этапе подают заявление те дети, чьё место прописки относится к микроучастку школы, а также льготники, обладающие преимущественным/первоочередным правом на зачисление в школу. Далее школам даётся 3 рабочих дня на издание официального приказа о зачислении. Постоянная или временная регистрация - не имеет значения.
Второй этап - с 6 июля по 5 сентября 2023 года. На этом этапе заявление на зачисление в школу подают дети независимо от места их регистрации. Но подать заявление они могут только в те школы, в которых остаются вакантные места после 1 этапа.
Что на деле?
На деле в большинстве школ запись фактически завершается 1 апреля, и потом следуют 3 месяца мучительного ожидания родителей. Все последующие дни и месяцы вплоть до 30 июня имеют роль фактически только для льготников, которые, подав документы в любой из отведенных дней, могут подвинуть вниз всех остальных. На второй этап сейчас места переходят штучно в крайне редких случаях.
Каждый адрес относится по микроучастку к 1 конкретной школе. То есть выбора "я хочу в лицей, а у меня по прописке дворовая школа" - нет. Обратного выбора "моему ребенку не нужен математический лицей, я хочу обычную школу в шаговой доступности" - тоже нет. Селиться изначально рядом с желаемой школой - история не всегда рабочая тоже. Например, в минувшем декабре 2022 знатно перекроили адресную принадлежность школ.
Приём заявлений начинался 1 апреля в 09:00. С 15 марта можно было создать черновик заявления на Госуслугах, после чего оставалось только нажать кнопку отправки заявления.
Льготники
К льготникам относятся только дети, чьи братья и сёстры в данный момент числятся в этой же школе (без привязки к прописке, не 9 и не 11 класс), а также дети военнослужащих, служащих на СВО, в МВД, ФТС, ФСИН, МЧС, ФССП (с привязкой к прописке).
Никаких комплексов сад-школа не существует. Переход напрямую из сада в школу не предусмотрен. Хождение на дошкольную подготовку в конкретную школу преимуществ также не даёт.
Абсолютно реальная реальность, когда из 120 мест 90 занято льготниками, для которых время подачи не имеет разницы. И если у вас первый или единственный ребенок идёт в 1 класс, а сами вы не являетесь служащими органов по списку, то вам необходимо попасть в число 30 первых нажавших кнопку на Госуслугах.
Новости нашего города:
Битва на скорость
Речь о зачислении не по прописке в школы, которые хоть по каким-то признакам в городе считаются хорошими, вообще не идёт. Вопрос с регистрацией ребенка все научились решать давно. Лично у меня нет ни одного знакомого, кто бы в прямом смысле покупал прописку. Для лицеев и гимназий нередко покупают сразу жилплощадь в соответствующем районе. Либо находят помощников среди родственников и близких.
Таким образом, битва на скорость подачи заявлений разворачивается 1 апреля сугубо между всеми прописанными по микроучастку конкретной школы. Каждый год ставятся новые рекорды. В этом году счет шёл даже не на секунды, а на миллисекунды. Госуслуги научили считать 6 знаков после запятой.
Вот вам пример одной из школ. В эту школу зачислены 112 человек. Обратите внимание на разницу во времени подачи между 112 и 113
Есть школы, где места закончились в 1 секунду с хвостиком. Чтоб вы понимали, только обновление страницы на Госуслугах при нормальной работе сайта занимает в среднем 1,5-2,5 секунды в зависимости от устройства и провайдера #язасекала.
А если нет?
Если по прописке в нужные минуты/секунды вы не уложились, то вам дают официальный отказ в связи с отсутствием мест. Далее согласно порядку необходимо обратиться в Управление образования, где они предложат варианты в школах города, где вакантные места еще имеются. В реальности это шот-лист разбросанных по всему городу учреждений, не востребованных у родителей ввиду объективных причин.
Много ли не попавших?
В востребованные школы эта величина составляет в среднем от 10 до 30%. Цифры с учетом того, что по итогу берут чуть больше заявленного. Если бы не брали, то в некоторых школах число не попавших нельготников превышало бы число попавших.
Частные школы
В частные школы очередь начинается еще раньше - за несколько лет. Это при том, что у нас в регионе нет ни одной выдающейся по результатам частной школы. Все они скорее про комфорт родителей, чем про образование. Но ведь и ожидания от школ у всех разные.
Лицеи и гимназии
Во всей этой истории для меня наиболее странно видится место профильных лицеев и гимназий. Я сама училась в гимназии. И в мои 90-е у гимназий и лицеев не было никакой привязки к адресам, детей отбирали путём собеседований. Сейчас в математический лицей или языковую гимназию дети зачисляются не по предрасположенности к наукам, а по выше описанному скоростному принципу.
Есть у нас в городе еще одна особая школа, находящаяся на стыке двух министерств, единственная, куда не нужна никакая прописка, единственная, куда детей отбирают не по скорости родителей, а в результате собеседования с ребенком. Конкурс в этом году был 150 детей на 14 мест.
А если потом?
Если в столице в топовые лицеи и гимназии набор часто начинается в 5-7 классе, то в регионе таковых нет. У всех набор с 1 класса. Вариант последующего "отборного попадания", конечно, существует. Он выглядит вот так:
В переводе на человеческий: места доступны членам Центра развития одаренных детей, где педагоги этих же лицеев занимаются с детьми, и со всего города выделяют именно штучных одаренных, которые уже к среднему звену имеют достижения по профильным наукам.
Скажем дружно - нафиг нужно
За что все бьются? За хоть какое-то образование детей. Ситуация с педагогами в регионах усугубляется каждый год. Здесь зарплаты по-прежнему очень невысоки и работать в школе непрестижно. Вакансий педагогов огромное количество. Поэтому народ стремится в те учебные заведения, где хотя бы пытаются поддерживать культ образования детей. Это относится и к ученикам и к учителям. Абсолютно реальная реальность:
Всё описанное относится к столице региона. Где проживают сотни тысяч людей. Где хотя бы есть иллюзия выбора. Где ежегодно есть выпускники с 100 баллов по ЕГЭ (и случаются дети с 200 и 300). Где есть профильные лицеи и гимназии. Где есть школа, входящая в официальный топ по России, поступающих в лучшие вузы страны. Эта история относится не только к Ивановской области. Общаясь с коллегами и знакомыми из других таких же столиц регионов, я понимаю, что история в целом повторяется.